Избиение жрецов Сериал "Школа", в котором видели адскую фантасмагорию, стал былью. Все чаще приходят новости о том, как бьют учителей.
В Санкт-Петербурге во время занятий в класс ворвался сожитель матери
ученицы первого класса этой школы и принялся избивать ногами и руками
молодую учительницу за то, что та якобы "не следит за девочкой".
Пострадавшую доставили в больницу с травмами и сотрясением мозга. В
Новосибирске отчим одной из девочек на глазах у школьников обматерил и
ударил учительницу начальных классов за то, что она ставила будто бы
неправильные оценки его падчерице.
читать дальшеВ моем детстве учителей не били. Было другое. Первое сентября,
родители с виноватыми и просветленными лицами толпятся, а на лицах -
древнее выражение: привели отпрысков отдать жрецам. И тревожно, и никак
иначе нельзя. Грохочет музыка, мы валим гурьбой к дверям белого с
большими окнами "храма знаний". Пошло звучит, но и сильно. Настоящий
пафос всегда и пошл, и пронзителен одновременно. Сладковатое чувство
освобождения, странное, чуть изменническое упоение. Отныне кроме
домашних над тобой - новый авторитет. Жреческая фигура. Источающая тепло
и строгость. "Александра Гавриловна меня не разлюбит?" - то и дело
задавался я вопросом, соизмеряя свои ответы и поступки с ее отношением.
Большая, добродушная, величественная. Пожилая жрица "храма знаний". Да,
первого сентября 87-го рядом с моей семьей уверенно встала школа.
Недавно случайно мне попала в руки видео-кассета: тот самый день,
отснятый на цветную пленку оператором советского ТВ, которого нанял отец
одной из первоклашек. Эта первоклашка, теперь балерина Большого театра,
и дала мне кассету. На кассете ее отец, уже тогда сверхбогатый и
влиятельный, скромно беседует со жрицей. Жрица Александра Гавриловна
важно покачивает седым кочаном волос. Мужчина внимает ей с почтением и,
кажется, даже с трепетом. Приходило ли ему в голову, сколь разнятся их
доходы? Едва ли. Четкая линия разделяла их, простого смертного, пусть и
очень серьезного, и ее - жрицу.
Постепенно с течением учебы жриц и жрецов становилось больше (в
золотом мареве проступала фигура директора), и с каждым устанавливался
личностный контакт: мистический и почти интимный. Кстати, у меня отец
был учителем. В семидесятые годы, перед тем как стать священником.
Преподавал западную литературу и английский язык в московской спецшколе.
На уроках он читал Библию на английском. На него не доносили. С
удовольствием слушали. Старшеклассники ощущали себя заговорщиками -
сообщниками жреца.
В современной России сакральность учителя отпала. Учителя чувствуют
бессилие и срываются на учениках. Ученики чувствуют бессмыслицу знаний в
обществе воистину монотеистическом, ведь деньги - единственное
божество. Школа меняется и незаметно отмирает. Школа - атрибут прошлого,
где были ценности, формировавшие личность. Ценностей нет, зато
нарастают безнадега и ожесточение, а школа выдыхается и дуреет. Ах, как
же не пнуть ее тяжелым ботинком варвара!
Знакомые с "Первого канала" рассказали, что прежде чем запустить
"Школу", установили скрытые камеры в обычных общеобразовательных
учреждениях: хамство и драки на переменах и даже на уроках превзошли
сценарные сюжеты. То, что в мирок насилия втягиваются отцы или отчимы -
вполне естественно. Если твой дом - крутой коттедж, он побеждает школу и
богатый папочка считает себя вправе "научить" учительницу. Дать денег.
Или не богатый. Бедняк. Дать кулаком. "Кто ты такая? Чем отличаешься от
меня? Училка? И чё?" И, конечно, учить идут все менее подготовленные к
тому кадры. И, разумеется, в стране, где множество безграмотных, а
образование уже не обязательно, учебу в школе все больше воспринимают с
досадливой брезгливостью, как службу в армии.
Есть исключения - качественные школы-анклавы. Этой осенью я провел
два полных учительских дня в физматлицее города Челябинска (говорил о
русской литературе XIX века, но внимали лучше любых гуманитариев).
Образцовое заведение, редкая дисциплина. Сюда принимают за талант, и
здесь блестящие выпускники - результат самоотверженности и одержимости
педагогов. Школа лидирует в стране по результатам олимпиад и ЕГЭ. Но из
пятнадцати лучших выпускников тринадцать стали обеспеченными учеными в
Европе и США, а зарплата учителя высшей категории в этом лицее - шесть
тысяч пятьсот рублей. Вот такой театр абсурда. Нищие подвижники
выращивают ребят, чтобы те уехали из России, принесли пользу другим
странам и разбогатели. Согласитесь, нечто шизофреническое. А рядом -
Снежинск, где учителя имеют совсем копейки и объявили голодовку.
Возразят: во всем мире школа теряет фундамент, и дикие эксцессы
возможны где угодно. Однако ж я бывал в английской школе (в разные
годы). Видел учителей, одновременно могущественных и солнечных, и
учеников, которые радостно трепетали вокруг, как солнечные зайчики. У
меня несколько знакомых учителей - в той же Англии, во Франции, в
Италии. Они жалуются на безъязыких мигрантов, на разболтанность
школяров, но в главном, в своем статусе сохраняют уверенность. Они -
жрецы. Избранные. Власть имеющие.
Что же нам делать? В рыночных условиях жречество приходится
подкреплять эквивалентом. Дети и взрослые должны видеть, что учителя не
мазохисты, а достойно оплачиваемые труженики. Пока учитель выглядит
мазохистом, школа продолжит терять смысл и силу.
Последнее время модно задаваться вопросом: где "креативное
сословие", которое оживит страну? Существует ли сила, которую можно
назвать двигателем развития? Кто-то (социолог Белл) указывает на "белых
воротничков", в том числе в России. Утверждение оптимистичное, хоть и
небесспорное, учитывая зыбкость положения у нас людей среднего достатка.
Кто-то обращает взор на "маргиналов", обостренно воспринимающих
реальность и наполненных духом, - от поэта до монаха.
Обе гипотезы примиряются при взгляде на тех, кого принято называть
"бюджетниками". Вот вам духовенство в широком смысле. Почему выбирают
делом жизни - учить или лечить? От неудачливости и безвыходности? Да ну.
От интереса к человеку, из желания помочь (одни - просвещать, другие -
спасать)? Я не склонен рисовать "работников социалки" святыми. Но
абсолютно уверен: их профессии немыслимы без идеалистического подогрева,
романтической подсветки.
Если мы и правда хотим развивать страну (или тормозить деградацию),
нужно изо всех сил стремиться, чтобы носители "высоких специальностей"
стали людьми среднего дохода и воротнички их умиротворенно забелели.
В конце концов, что с того, что деньги превратились в "вещество
жизни", важно, как они распределяются. Не будет вменяемых зарплат -
школу со всех сторон размоет потоками безумия. И вслед за свистом
кулаков, не дай Боже, защелкают "травматики".отсюда:
shargunov.com/data/202/
Рассказывали мне, как во Франции детей учат, ага. Там жрецов нету. Там учитель - это жертвоприношение. Ученики делают на уроках что хотят и как хотят, за любое замечание со стороны учителя просто плюют ему в лицо жвачкой, которую постоянно жуют. И попробуй заикнись. Сразу объявят расистом-нацистом, хорошо если из школы не попрут.
Ну в Америке, например, там учителям тоже несладко приходится, хотя им-то полегче, просто делай так, чтобы детям было весело, а учатся ли они при этом хоть чему-нибудь, это уже дело десятое. И потом, если бы там было всё хорошо, дети бы там по одноклассником из пистолетов не стреляли.
Про английские школы, правда, ничего не могу сказать, не в курсе.
Хотя авторитет наших учителей, конечно, упал ниже плинтуса. Но это, как мне кажется, от людей же и зависит. МЫ перестали их уважать, вот и всё. Родители не учат своих детей это делать, потому что сами их не уважают. Да и учителя пошли такие... каких не зауважаешь.
Короче, как в "Участке" получается: народ надо менять
Касаемо зарубежных школ - там и правда местами
мракобесие и джазбардак. ТМожет быть, и ученики, и родители, и сами учителя к этому уже давно привыкли и просто не парятся. У нас же в России такого не было раньше. Не то, чтобы в СССР и небо голубее, и трава зеленее, но вот такого произвола не случалось.одители не учат своих детей это делать, потому что сами их не уважают.
Вот почему пить начинают мамы/папы - это еще более-менее ясно. В результате и ребенок, выросший в социально неблагополучной среде, чаще всего неуправляем.
Но откуда берутся, например, такие на голову тронутые мамаши, считающие, свое чадо гением, а учителей - какими-то идиотами, ставящими заниженные оценки? Дороги все забегают дитю, в школу раза по два на неделе бегают, орут на учителей, мол, двойку ненаглядному моему поставили! А ребенок с детства привыкает - все ему на подносике, а если что случится - мама придет и разберется, и все сразу станет как надо. Посадят себе мамаши на шею оболтуса, а потом плачутся, что сыну/доче 30, а сын/доча не работает, дома на диване лежит, требует жрать и денег на сигареты/тряпки.
Какое уж там воспитание и уважение к старшим, да и вообще к окружающим. Тьфу, смотреть тошно.
С этим согласна. Сама считаю, что если призвания нет, нефиг в школу идти. И себе проблемы, и детям. Потому, кстати, и сама не работаю по специальности.
А вот насчет избалованности и видения "как есть"... Понимаешь, какая штука, ты вот сам сейчас с детьми не работаешь, и в школе был довольно давно. А, например, моя мама - преподаватель по фортепиано. И она говорит, что в последние несколько лет дети стали гораздо наглее, капризнее, избалованнее. (И это не значит, что она с ними не справляется - с этим все в порядке. Просто вот такая нехорошая тенденция.)
Во все времена дети действительно давили слабых и раболепствовали перед сильными, как ты выразился. Но сейчас, в силу отсутствия какого-либо воспитания, это переходит всяческие границы. Человек от животного как раз и отличается тем, что имеет сознание и не следует своим первобытным инстинктам. Так что кагбы знание этологии тут нам мало поможет.